Выбрать раздел сайта

Обсуждения на форуме

Многообещающие результаты исследования анти-VEGF препарата RTH258

16.10.2016

Современные методы лечения неоваскулярной возрастной макулярной дегенерации (ВМД) сосредоточены вокруг интравитреальных инъекций ингибитора сосудистого фактора роста эндотелия (VEGF) и включают в себя инъекции ранибизумаба, бевацизумаба и афлиберцепта. Эти анти-VEGF агенты, в дополнение к улучшению диагностических методик, обеспечили резкое улучшение в лечении пациентов с неоваскулярной ВМД.

Однако пациенты часто получают инъекции ежемесячно или два раза в месяц и должны сделать несколько визитов в клинику для оценки эффективности лечения. Это может быть обременительно для пациента и увеличивает риск снижения его комплаентности, как показало исследование AURA.

RTH258, анти-VEGF одноцепочечный фрагмент антитела, нацелен на преодоление ограничений современной терапии. RTH258 имеет небольшой размер 26 кДа по сравнению с 48 кДа для ранибизумаба и 115 кДа для афлиберцепта, что способствует лучшему проникновению в глазную ткань, а также повышению концентрации до 120 мг/ мл, которая дает более высокую дозу на одну инъекцию. Кроме того, исследования на животных показали ускорение системного клиренса и четырехкратное снижение системного воздействия по сравнению с ранибизумабом и бевацизумабом.

В качестве перспективной альтернативы RTH258 стал основой 6-месячной проспективной проверочной (proof-of-concept) фазы 1/2 исследования.

Это исследование проводилось на пациентах с неоваскулярной ВМД с целью оценки безопасности, переносимости и эффекта одной интравитреальной инъекции RTH258 в различных дозах по сравнению с инъекцией ранибизумаба 0,5 мг.

В исследование были включены 194 не получавших до этого лечения пациента старше 50 лет, которые имели начальную субфовеальную хориоидальную неоваскуляризацию вызванную ВМД. Исследование осуществлялось в два этапа, первым из которых была фаза увеличения дозы RTH258 до максимально возможной, в ней пациенты получали 0,5 мг, 3 мг или 4,5 мг RTH258 или 0,5 мг ранибизумаба. Во второй фазе максимальная доза была увеличена, пациенты получали 0,5 мг, 3 мг или 6 мг RTH258 или 0,5 мг ранибизумаба.

Первичной конечной точкой оценки эффективности результатов лечения было изменение толщины центральной части сетчатки (CSFT) за месяц, измеренное с использованием спектральной оптической когерентной томографии (SD ОСТ). Вторичной конечной точкой оценки эффективности было время между первой и второй инъекциями (PBT).

Повторная инъекция назначалась по усмотрению исследователя и выполнялась на 14-й день, если уменьшение толщины центральной части сетчатки составило <50 мкм от исходной, произошло новое внутриглазное кровоизлияние либо потеря максимально корригированной остроты зрения на семь или более букв, связанная с накоплением субретинальной жидкости. Повторная инъекция назначалась через месяц, если изменение толщины центральной части сетчатки было >340 мкм по результатам SD ОСТ, происходило новое внутриглазное кровоизлияние или снижение остроты зрения на семь или более букв, связанное с накоплением субретинальной жидкости. Безопасность оценивалась путем изучения неблагоприятных событий, выявленных при исследовании глаза в течение 7 дней с момента интравитреальной инъекции.

Результаты были обнадеживающими. Введение RTH 4,5 мг и 6 мг дало в течение месяца более значительное среднее сокращение изменения толщины центральной части сетчатки по сравнению с инъекцией 0,5 мг ранибизумаба — 21,49 мкм и 10,34 мкм соответственно. Время между первой и следующей инъекциями во всех группах, за исключением группы, получившей дозу RTH258 0,5 мг, было больше, чем среднее время 45 дней для ранибизумаба 0,5 мг. В группах, получивших дозы RTH258 3 мг и 6 мг, промежуток между первой и второй инъекциями в среднем составил 75 дней в каждой. Исследование остроты зрения при наилучшей коррекции показало, что группа RTH258 6 мг продемонстрировала большие средние изменения от исходной линии по сравнению с группой ранибизумаба 0,5 мг.

Наиболее частыми побочными эффектами были конъюнктивальные кровоизлияния, боль в глазах и гиперемия конъюнктивы. Ни один из пациентов не прекратил лечение из-за побочных эффектов.

Эти результаты свидетельствуют о том, что конкретные дозы RTH258 могут адекватно воздействовать на неоваскулярную ВМД при одновременном снижении количества посещений врача, тем самым потенциально уменьшая прогрессирование заболевания и улучшая соблюдение пациентом режима лечения.

Тем не менее, данное исследование имеет некоторые ограничения, в том числе небольшую выборку, 99,5% белых в исследуемой популяции, а также тот факт, что время для повторной инъекции выбиралось по усмотрению исследователя. Результаты исследования также основаны на одной интравитреальной инъекции; неизвестно, могут ли результаты по эффективности и переносимости пациентом поддерживаться после многократных инъекций.

Использование измерения остроты зрения с наилучшей коррекцией (BCVA) вместо измерения изменений толщины центральной зоны сетчатки (CSFT) в качестве первичной конечной точки оценки эффективности также станет более важным в более длительных исследованиях RTH258, потому что в испытаниях MARINA, ANCHOR и VIEW 1 и -2 использовалось BCVA в качестве 1-летней первичной конечной точки.

Будет интересно увидеть результаты испытания фазы 2 RTH258 (OSPREY trial) и фазы 3, в которые уже начато зачисление пациентов.