Выбрать раздел сайта

Новое исследование меняет взгляд на трансплантацию клеток сетчатки

23.01.2017

Команда исследователей из научно-исследовательского института Крембил Университета Торонто опубликовала статью, которая, как ожидается, изменит мнение ученых о восстановлении зрения после трансплантации клеток сетчатки.

Полученные данные подвергают сомнению широко распространенную в течение последнего десятилетия исследовательскую оценку трансплантации здоровых фоторецепторов экспериментальным слепым животным. Статья Крембил о переосмыслении клеточной трансплантации - передачи зеленого флуоресцентного белка (GFP) от донора для размещения фоторецепторов была опубликована в журнале Stem Cells.

«Интерпретация данных в этих исследованиях приводила к выводу, что восстановление зрения, связанное с трансплантацией клеток фоторецепторов, вызвано миграцией донорских клеток в сетчатку реципиентов, - сказал ведущий исследователь, доктор Вэлери Уоллес, содиректор Donald K. Johnson Eye Institute. - Мы обнаружили, что эта интерпретация не является точной».

На протяжении последнего десятилетия исследователи использовали зеленый флуоресцентный белок (GFP), чтобы пометить клетки фоторецепторов, и пересаживали эти клетки слепым животным-моделям. Затем они сообщили о том, что типичная для фоторецепторов структура развилась в сетчатке реципиента, а также, что некоторая зрительная функция была восстановлена.

«То, что эти исследователи действительно видели, было переносом материала GFP от донора к сетчатке реципиентов, - пояснил доктор Уоллес. - Технология изменилась за последние 10 лет, и мы разработали новые инструменты и подходы для оценки того, что происходит с пересаженными фоторецепторами. Мы обнаружили, что трансплантированные клетки расположены рядом с сетчаткой реципиента, но они не проникают в нее и не образуют соединений внутри ткани».

Фоторецепторы – это светочувствительные клетки в сетчатке. Вырождение этих клеток приводит к значительным нарушениям зрения и может привести к таким заболеваниям, как возрастная макулярная дегенерация (ВМД), которая, по оценкам, затрагивает более миллиона канадцев.

Д-р Уоллес сказал, что хотя публикация новых результатов может рассматриваться некоторыми, как контроверсионная, это не означает, что трансплантацию клеток не следует изучать, но, вернее, что исследователи должны отнестись к этому открытию, как к возможности улучшить подход.

«Оно никоим образом не является препятствием для исследований, а представляет лучшее понимание того, как работают эти трансплантаты, - заявил доктор Уоллес. - Это уточняет направление научных исследований и может способствовать продвижению в этой области, с целью разработки более эффективных и безопасных методов лечения".